Фото сотрудников Фрегат Аэро
Храм Конфуция (孔庙 — Кунмяо — Kong Miao — Temple of Confucius) и Императорская Академия (囯子监 — Гоцзыцзянь — Guozijian — Imperial College) расположены на улице Guozijian недалеко от Храма Юнхэгун. Храм Конфуция в Пекине — второй по величине конфуцианский храм в Китае, уступающий только храму Цюфу на родине Конфуция в деревне Чжунни (Zhongni) провинции Шаньдун. Храм был местом поклонения Великому Учителю на протяжении династий Юань, Мин и Цин.Строительство храма началось при императоре Дадэ (大德 Dade) династии Юань в 1302 году, а закончилось в 1306 году. Затем он несколько раз перестраивался и расширялся во времена династий Мин и Цин, например, в 1737 году при правлении императора Цяньлуна (乾隆 Qianlong) династии Цин главный зал подвергся реновации, во время которой его крыша была покрыта желтой черепицей. В 1981 году здесь стали располагаться павильоны Музея Истории Столицы (Beijing Capital Museum).
Храм занимает площадь около 22,000 квадратных метров и состоит из трех дворов. Его расположение типично для храмов Китая : по оси юг — север. Главными строениями являются Ворота Великого Успеха, Зал Великого Успеха и Мемориальный Храм Чуншэн. Особое внимание стоит уделить множеству каменных табличек, а также старым деревьям, растущим во дворе храма.Неразрывно с Храмом Конфуция связана Императорская Академия, можно даже сказать буквально, так как их соединяют одни Ворота Чицзин. Академия расположена к западу от Храма Конфуция. Это было учебным заведением, готовившим чиновников во времена династий Юань, Мин и Цин. Академия была построена в 1308 году и занимает площадь 28,000 квадратных метров. В свои лучшие времена кроме представителей Китая здесь учились студенты из Кореи, Японии, России, Вьетнама и других стран, что играло определенную роль в культурном обмене между странами.
Императорская Академия была самым престижным и уважаемым учебным заведением во всей стране. Во времена династии Мин были две Императорские Академии : южная академия в Нанкине и северная академия в Пекине. Но пекинская академия получила большее развитие, так как находилась рядом с Храмом Конфуция и потому имела более широкий доступ к работам Великого Учителя. Со времени основания академии каждые три года здесь проводились экзамены, пока при императоре Цяньлуне их не перенесли в Запретный Город в Зал Сохраненной Гармонии.
После основания Китайской Республики академия была преобразована в Столичную Библиотеку. Сейчас в помещениях бывших классов академии располагаются выставочные залы.
Конфуций
Китайский философ Кун Фуцзы (孔夫子), известный европейцам под именем Конфуций — древний мыслитель и философ Китая. Он жил с 551 по 479 годы до н.э. и создал философскую систему, оказавшую огромное влияние на общественно-политическую жизнь Китая. С 555 года в Китае, в соответствии с указом императора, начали возводить храмы в честь Конфуция, а во времена правления династии Тан (618-907 гг.) Конфуций был официально провозглашен «первым святым».Конфуций считается величайшим мыслителем и педагогом в древнем Китае. Более того, он, живший в Период Весны и Осени династии Чжоу, был первым ученым, ставшим давать частные уроки, тем самым сломав монополию на культуру, образование и литературу, принадлежавшую только знати. Поэтому он известен в Китае как Первый Учитель Китайской Философии.
Виртуальная экскурсия
Маршрут экскурсии начинается от Ворот Первого Учителя Храма Конфуция и проходит на север до Зала Великого Успеха, затем мы вернемся к Воротам Чицзин, которые соединяют Храм и Императорскую Академию, и осмотрим ее. А покинем ее через Ворота Цзисянь.
Фактически экскурсию можно начинать уже у входа в Храм Конфуция — обратите внимание на каменную стелу у стен храма недалеко от его входа, вторая такая же стоит с противоположной стороны. Эти две стелы в метр шириной и 4 метра высотой были поставлены во времена династии Цин. Обе стелы стоят на круглых основаниях, на которых с двух сторон вырезаны надписи : «Всем спешиться здесь». Это значило, что любой прибывший в храм верхом или на паланкине, должен сойти и следовать в храм пешком, тем самым показывая уважение к Великому Учителю.
Второе, на что можно обратить внимание у входа в храм — стена-экран. Хотя из-за застройки улицы Guozijian эта стена фактически «вросла» в квартал, находящийся на противоположной стороне улицы. Такая же стена-экран стоит и у входа в Императорскую Академию. Считается, что такие стены защищают от злых духов.Главным входом в Храм Конфуция являются Ворота Первого Учителя (先师门 — Сяньшимэнь — Xianshimen — First Teacher Gate). Здесь же находится билетная касса. Пройдя через эти ворота, вы попадете в первый двор храма. Как и в других китайских храмах, где приносят жертвы богам, а в данном случае Конфуцию и его последователям, здесь есть все для приготовления жертв : справа стоят Небесная Кухня, Павильон с Колодцем и Дом Мясника, а слева — Небесная Кладовая.
Но пожалуй самое интересное в этом дворе — это каменные таблички, стоящие рядами в четырех углах двора. На них вырезаны имена, место рождения и результаты экзаменов тех студентов, которые успешно сдали императорский экзамен. Такие экзамены проводились раз в три года на протяжении династий Юань, Мин и Цин, а прошедших испытание называли Цзиньши (进士 — Jinshi), что можно перевести, как «продвинутый ученый». Всего каменных табличек — 198, а имен на них — 51624. Причем 3 стелы относятся к династии Юань, 77 — к династии Мин, а 118 — к династии Цин. Сейчас эти таблички — ценнейший материал для изучения китайской системы экзаменов на гражданскую службу, которая появилась еще при династиях Суй и Тан и прекратила существование только в 1905 году.
Также в этом дворе стоят три Павильона Каменных Табличек, но про них рассказ дальше. Мы же двинемся на север к Воротам Великого Успеха, перед которыми стоит статуя Конфуция, сложившего руки в приветственном жесте.Ворота Великого Успеха (大成门 — Дачэнмень — Dachengmen — Gate of Great Success) ведут в следующий двор храма. Их еще называют Алебардовые Ворота, потому что в них раньше хранились 24 алебарды — оружие в древнем Китае. Здесь же можно увидеть копии 10 каменных барабанов, которые были созданы при правлении императора Сюаньвана (宣王 Xuanwang) династии Чжоу и при императоре Цяньлуне (乾隆 Qianlong) династии Цин. На них вырезаны поэмы об охоте. Те, которые были сделаны во времена династии Чжоу, были найдены в Цишане (Qishan) провинции Шаньси в годы правления династии Тан. Их поместили в Ворота Великого Успеха в 1313 году при императоре Хуанцине (皇慶 Huangqing) династии Юань. Сейчас оригиналы этих барабанов хранятся в Запретном Городе.
Еще две интересные вещи, находящиеся в воротах — это барабан и колокол. Практически в любом китайском храме можно найти Башню Колокола и Барабанную Башню. В Храме Конфуция их нет, но по традиции барабан и колокол стоят, причем на тех местах, где должно : колокол — слева, а барабан — справа. Пройдя Ворота Великого Успеха, посмотрите налево и вы увидите печь для сжигания жертв, которые приносились во время церемоний поклонения Конфуцию. Ее также называли Печь для Сжигания Шелка. Жертвы готовили в тех самых строениях, о которых упоминалось выше.
Основными постройками среднего двора храма являются Павильоны Каменных Табличек. Их здесь одиннадцать, а вместе с тремя в первом дворе — четырнадцать. Они установлены в честь важных военных и политических событий в истории древнего Китая. Например, одна из стел была возведена в честь подавления восстания в Цзиньчуане (Jinchuan) в 1749 году при правлении императора Цяньлуна, а другая поставлена в 1728 году при правлении императора Юнчжэня (雍正 Yongzheng) династии Цин. На этой стеле высечена поэма, написанная самим императором и восхваляющая мудрого Конфуция.
Если идти по центральной дорожке, то слева (на западе) можно заметить небольшой колодец, который носит название Озеро Чернил (砚水湖 — Яньшуйху — Yanshuihu — Ink Lake). Этот небольшой глубины колодец раньше был наполнен свежей и приятной на вкус водой. Говорят, что поэты, выпившие хотя бы чашку «святой воды» из него, могли сочинять прекрасные поэмы в больших количествах, а каллиграфы, использовавшие эту воду для приготовления чернил, могли творить великолепные работы. За эти свойства император Цяньлун (乾隆 Qianlong) даровал колодцу имя «Озеро Чернил».
Гуляя по Храму Конфуция, нельзя не обратить внимание на атмосферу спокойствия и умиротворения, царящую вокруг, особенно после посещения довольно шумного Храма Юнхэгун. Во многом это благодаря старым кипарисам, растущим вокруг. Возраст многих из них более полу-тысячи лет, а некоторые даже имеют свои имена, что связанно с удивительными историями.Так, миновав колодец Озеро Чернил и приблизившись к Залу Великого Успеха, с левой стороны дорожки можно увидеть старый кипарис. Говорят, что его вырастил около 700 лет назад Сюй Хэн (Xu Heng), президент Императорской Академии во времена династии Юань. С ним связана одна история. Однажды Янь Сун (Yan Song), министр во времена династии Мин, пришел принести жертвы Конфуцию от имени императора. Когда он проходил мимо этого кипариса, подул сильный ветер и ветка дерева сорвала с чиновника черную сетчатую шляпу (такие носили императорские министры для обозначения своего ранга). И так как этот человек был не очень хорошим (уж не знаю почему), то люди посчитали, что это старое дерево может отличить добро от зла. Так этот кипарис получил свое название : Чуцзянь (触奸柏 — Chujian), что можно перевести, как Кипарис, Распознающий Зло.
Итак, мы стоим у главного строения Храма Конфуция — Зала Великого Успеха (大成殿 — Дачэн Дянь — Dacheng Dian — Hall of Great Success). Этот большой зал, стоящий на мраморной платформе, увенчан двухскатной крышей. С боков пристроены боковые павильоны. На центральной лестнице с юга, ведущей на платформу зала, имеется каменное панно, на котором вырезаны два дракона, играющих с жемчужиной в облаках, что говорит о высшем императорском статусе зала.В старые времена именно здесь императоры династий Юань, Мин и Цин совершали церемонии поклонения Конфуцию. Сейчас в центре зала стоит Алтарь посвященный Конфуцию. Он представляет собой мемориальную табличку с четырьмя иероглифами, означающими Мастер Обучения. По обеим сторонам — мемориальные таблички Четырех Мудрецов : Янь Цзы (Yan Zi) и Цзы Сы (Zi Si) — справа, а Чжэн Цзы (Zeng Zi) и Мэн Кэ (Meng Ke) — слева. Когда люди приносили жертвы Великому Учителю на этом алтаре, они одновременно славили и этих четверых мудрецов, так как они были также Мастерами Конфуцианства, уступая может только самому Конфуцию.
Кроме алтаря Конфуция и Четырех Мудрецов в этом зале можно увидеть алтари и скульптуры еще двенадцати последователей, которых принято называть Двенадцать Философов. Сейчас в боковых павильонах этого зала располагаются выставки, посвященные жизни и работе Конфуция. Например в западном крыле расположен Зал Китайской Классической Музыки, где можно увидеть музыкальные инструменты, которыми пользовались в Период Весны и Осени династии Чжоу (время, когда жил Конфуций). Эта экспозиция была создана в честь Книги Музыки (Юэ — Yue — Book of Music) Конфуция. Здесь среди красных колонн можно увидеть бронзовые колокола, а также ритуальных животных из керамики, курительницы и даже погребальные урны.Осмотрев Зал Великого Достижения, можно перейти к боковым залам среднего двора храма. В них расположены выставочные залы, рассказывающие об истории Пекина и его развитии как важного центра северо-восточного Китая, начиная с древних поселений при династиях Ся и Шан и заканчивая династией Цин.
И, наконец, последнее строение Храма Конфуция — это Мемориальный Храм Чуншэн (崇圣寺 — Chongshengsi), который стоит позади (на севере) Зала Великого Достижения. Этот храм был построен в 1531 году при императоре Цзяцзине (嘉靖 Jiajing) династии Мин и посвящен потомкам Конфуция. Здесь приносили жертвы пяти поколениям предков этого великого человека. К сожалению, в 2008 и 2009 году, когда автор был здесь, храм был закрыт.
Осмотрев Храм Конфуция, спустимся на юг и, не доходя до Ворот Первого Учителя, повернем направо (на запад) к Воротам Чицзин, ведущие к Императорской Академии. Но прежде чем покинуть храм через эти ворота, обратите внимание на кипарис справа от них. Его называют Байшансан (柏上桑 — Baishangsang), что можно перевести как Кипарис на Тутовом Дереве. Этот кипарис был посажен еще во времена династии Юань, позже ствол его прогнил изнутри и заполнился землей. Однажды птица случайно обронила ветку Тутового дерева в ствол этого кипариса и ветка проросла внутри. Так это дерево получило свое название.Ворота Чицзин (持敬门 — Chijingmen) соединяют Храм Конфуция и Императорскую Академию. Их название означает, что люди должны почитать Конфуция, когда входят в Храм Конфуция через эти ворота, чтобы принести жертвы. Но мы, в данном случае, покидаем храм. Теперь пройдем до центральной оси, вдоль которой расположена академия и повернем направо (на север).
Первое, что нам встретится, это Ворота Высшей Учености (太学门 — Тайсюэмэнь — Taixuemen), которые ведут в главную учебную зону академии — средний двор. Пройдя через эти ворота, обратите внимание, что слева стоит Башня Колокола (钟楼 — Чжунлоу — Zhonglou — Bell Tower), а справа Барабанная Башня (鼓楼 Гулоу — Gulou — Drum Tower).
Далее по дороге на север стоит Мемориальная Арка (琉璃牌坊 — Люлипайфан — Liulipaifang — Glazed Memorial Archway). Она была построена в 1783 году при правлении императора Цяньлуна (乾隆 Qianlong) династии Цин. Это единственный случай в Китае, когда такого рода арка была установлена в учебном заведении. На обеих сторонах арки нанесены надписи императора о том, что древние китайцы уважали науку и уделяли внимание образованию.Сразу за Мемориальной Аркой справа и слева стоят два Павильона Каменных Табличек. Правый называют Восточный Павильон Таблички, левый соответственно Западный Павильон Таблички. В отличии от подобных стел в Храме Конфуция, на этих с четырех сторон были сделаны записи об окончании строительства озера вокруг Зала Биюн. Причем надписи в Восточном Павильоне были сделаны самим императором Цяньлуном, а в западном их повторили на манжурском языке.
Далее на север по центральной дороге стоит Дворец Императорской Гармонии (辟雍 — Биюн — Biyong Palace). Дворец был построен в 1783 году при правлении императора Цяньлуна в соответствии с древними императорскими правилами. Этот дворец — деревянное строение квадратной формы с двухуровневой крышей, увенчанной золотой сферой. Он стоит посредине круглого пруда, через который перекинуты четыре мраморных моста. Вода в пруд поступала через головы драконов.В центре конструкции этого зала нет столбов, только перекрытия в четырех углах. Прямо в центре стоит императорский трон, стол и ширма — все специально для того, чтобы император мог произносить свою речь. Согласно древним записям, когда император Цяньлун пришел сюда, чтобы произнести свою первую речь в 1785 году, более чем 3000 человек пришли послушать его лекцию. Они стояли на коленях, заполнив все вокруг дворца. Так как в те времена не было звуковых усилителей и громкоговорителей, то слова императора передавались слушателям из уст в уста специальными чиновниками.
Справа и слева от дворца расположены учебные классы Императорской Академии, сейчас в них музейные экспозиции.Продолжим наш путь на север. По дороге от Дворца Императорской Гармонии к Залу Илунь слева вы можете увидеть японскую софору Фусухуай (复苏槐 — Fusuhuai). Это дерево было выращенно Сюй Хэнем (Xu Heng), президентом Императорской Академии во времена династии Юань. С ним связана одна история. В 1751 году император Цяньлун (乾隆 Qianlong) династии Цин решил отпраздновать 60-летие своей матери. И случилось чудо — это дерево, которое уже долгое время было засохшим и мертвым, вдруг ожило. В честь этого его стали называть Фусухуай, что можно перевести, как «вернувшееся к жизни».
Следующим строением на нашем пути будет Зал Илунь (彝伦堂 — Yilun Hall). Во времена династии Юань он служил библиотекой Академии и назывался Зал Чунвэнь (Chongwen Hall). После того, как его перестроили при императоре Юнлэ (永樂 Yongle) династии Мин, он получил свое теперешнее имя. До того, как был построен Дворец Императорской Гармонии, императоры читали свои лекции здесь. На площадке перед Залом Илунь (на востоке) можно увидеть Солнечные Часы, которые были сделаны во времена династии Мин.Последнее, самое северное строение Императорской Академии — Зал Цзинитин (敬一亭 — Jingyi Ting), который был построен в 1528 году при правлении императора Цзяцзина (嘉靖 Jiajing) династии Мин. В зале хранились таблички с приказами и указаниями императоров.
Теперь можно покинуть Императорскую Академию, двигаясь к южным воротам академии — Воротам Цзисянь.
По дороге к южным воротам можно посмотреть на еще одну достопримечательность этих мест. Это каменные таблички, на которых вырезаны тринадцать классических произведений Конфуция. Чтобы их увидеть, надо повернуть за Воротами Высшей Учености налево (на восток). В северо-восточном углу первого двора академии находится вход под навес, под которым стоят 189 каменных стел с письменами. Приказ сделать эти надписи отдал император Цяньлун. Работу выполнил ученый Цзян Хэн (Jiang Heng) из города Цзиньтань (Jintan) провинции Цзянсу, которого рекомендовали провинциальные власти для дальнейшего обучения в Императорской Академии.Это был колоссальный труд, на который ушло 12 лет (с 1726 по 1737 год), количество иероглифов достигало 680,000. Причем все эти 12 лет Цзян Хэн писал Конфуцианскую Классику на обычной бумаге и только в 1791 году их начали вырезать на каменных табличках. Эта работа заняла еще 3 года. Эти стелы — наиболее ценный артефакт Императорской Академии.
На этом экскурсия окончена и академию можно покинуть через Воротам Цзисянь.
Полезная информация
Адрес: No.13, Guozijian Street, Dongcheng District
Телефон: +86-10-8404-3234, +86-10-6406-3352 (заказ групповых туров)
Время для посещения (время местное):
08:30 — 18:00 (продажа билетов до 17:30) — с мая по октябрь включительно
08:30 — 17:00 (продажа билетов до 16:30) — с ноября по апрель включительно
Плата за вход: 30 юаней
Аудио-гиды:
Стоимость — 30 юаней в час
Залог — 200 юаней
Языки — китайский, английский, корейский, японский
Место выдачи — на кассе
Как добраться:
1. Если сперва вы посещали Храм Юнхэгун, а затем решили посмотреть Храм Конфуция, то вам достаточно перейти на другую (западную) сторону улицы Yonghegong Street и найти вход на улицу Guozijian Street, ведущую к храму. На входе этой улицы стоят расписные арочные ворота Пайлоу, так что вы не ошибетесь. Далее пройдите еще 180 метров до входа в Храм Конфуция
2. метро: линия 2 или 5 — остановка Yonghegong (雍和宫), затем идите на юг по улице Yonghegong Street вдоль западной стороны Храма Юнхэгун около 400 метров. Затем поверните направо (на запад) на улицу Guozijian Jie и пройдите еще 180 метров до входа в Храм Конфуция
3. автобусы: 特2, 13, 18, 44, 62, 75, 116, 684, 800内, 800外, 909. Остановка Yonghegong Qiaodong (雍和宫桥东)
4. автобусы : 13, 116, 117, 684. Остановка Yonghegong (雍和宫)
5. автобусы : 13, 684. Остановка Guozigian (国子监)
Если у вас есть GPS
Все точки даны в WGS 84:
Станция метро 2 и 5 линии «Yonghegong Temple» — 39°56,893’N, 116°24,634’E
Храм Конфуция — 39°56,686’N, 116°24,501’E
Императорская Академия — 39°56,684’N, 116°24,423’E
Храм Юнхэгун — 39°56,741’N, 116°24,661’E
Парк Храма Земли — 39°57,086’N, 116°24,589’E
Храм Болинь (Bolin Temple) — 39°56,634’N, 116°24,823’E
Источник: http://www.beijingtour2.narod.ru