Китайский цирк- один из самых древних в мире, развивается уже более двух тысячелетий и как один из основных видов искусства считается национальным достоянием. Относительно недавнего времени, все тайны и секреты мастерства здесь считались государственной тайной. В старину за раскрытие секрета гибкости женщины-змеи полагалась смертная казнь. Изгибающие свое тело подобно ползущим лианам 14-летние хрупкие девочки, которые в один миг могут свернуть из своих рук и ног узел, и сегодня кажутся нам невероятными и сказочно фантастичными.
В российском цирке и во многих европейских цирках существует семейная, фамильная традиция. В китайском цирке есть традиции школ: в каждой школе накапливаются свои знания и методики. Циркачи — очень трудолюбивые люди, ради достижения цели они могут работать с утра до вечера без отдыха, в прямом смысле слова.
В китайском цирке нет животных и дрессировщиков. Этим силен цирк российский, показывающий, как человек способен укротить животное. Китайский показывает, как человек способен укротить себя, мобилизовав все скрытые силы и возможности человеческого организма на службу цирковому искусству и тысячам зрителей. Большая часть номеров цирка состоит из акробатических трюков, которые своей сложностью, не укладывающейся в человеческом сознании, поражают публику. Каждый номер уникален и имеет символическое значение, исполнить его могут лишь китайские циркачи. Знаменитые китайские тарелочки, вращающиеся на длинных палочках блюдца, — это солнце. А артист — посредник между светилом и людьми.
Китайские артисты гастролируют по всему миру, и, готовя свои программы на экспорт, ориентируются на менталитет тех стран, в которых они собираются выступать. Но, к сожалению, мы можем воспринять только 30 процентов от всего смысла представлений. В акробатическом шоу «Чудеса Желтой реки», к примеру, при построении фигур использовано искусство каллиграфии. В номере «Антипод» циркачи подбрасывают друг друга, на самом деле они выстраивают иероглифом слово «путь». В спектакле «Чудеса Желтой реки» появляются четыре ключевых слова: иероглиф «путь», иероглиф «любовь», иероглиф «ветер» и иероглиф «река».
Чтобы забраться на вершину горы Тайшань, нужно проделать путь в 7 200 ступеней и пройти 11 ворот. Ступени прорубались древними монахами вручную на протяжении нескольких сотен лет. Если умножить каждую ступеньку на количество дней, потраченных на ее создание, получится, что, поднимаясь на вершину, надо преодолеть около тысячи лет. То же самое происходит с вами, когда вы смотрите уникальные представления китайских цирковых трупп. Вы восходите на вершину и путешествуете в прошлое, попадая в тот мир, когда смелость дарила людям крылья: мужчины обладали способностью летать, а женщины могли становиться невесомыми.