Китай — родина шелка. Легенда повествует о том, что Лоцзе, жена первого мифического императора Китая Хуанди, обнаружила, что из коконов тутового шелкопряда можно добывать нити и ткать из них ткани — шелк. Императрица нечаянно обнаружила на листьях тутовника кокон бабочки. Она решила, что это некий плод, который и вознамерилась попробовать. Говорят, она случайно обронила кокон в чашку с чаем и так же случайно с удивлением обнаружила, что от него тянется легкая нить. Именно Лоцзе приписывают изобретение технологий шелкопрядения и шелкоткачества.
И поныне шелковая отрасль в этой стране развита преимущественно в центральных регионах, в Шанхае, Сучжоу и Ханчжоу. Археологи утверждают, что в Китае уже 4 000 лет назад разводили шелкопрядов. Шелк очень быстро стал неизменной принадлежностью аристократии, и вскоре его начали экспортировать в другие страны.
Еще в глубокой древности китайский шелк удивлял количеством и разнообразием сортов. Когда 2 000 лет назад китайский дипломат Чжан Цзянь сумел открыть торговый «Великий Шелковый Путь», ведший в страны Европы и Западной Азии, пестрый китайский шелк начали вывозить на запад. Европейцам сразу полюбился этот вид ткани.
Одни их стариннейших образцов найденных шелковых тканей относят к последним векам 1 тысячелетия до н.э. Эти находки представлены самыми разными видами шелка — тончайший газ, нежнейший атлас, тяжелая и плотная парча. Уже в те далекие времена существовали традиционные виды художественного ткачества и различные технологии окрашивания тканей.
Ранние описания производства шелка относятся к эпохе правления Инь. С далекой древности существовали станки для размотки шелковых коконов, которые помещали в котлы с горячей водой. Первые станки были снабжены ножным приводом и барабаном для наматывания нитей. Производительность таких станков достигала 1,5 кг шелковой пряжи в день. Для перемотки нитей на бамбуковые катушки использовали ткацкие станки.
О первых примитивных станках в шелковом производстве известно с конца 1 тысячелетие до н.э. Народная молва присвоила их изобретение искуснейшей пряхе Хуан Даопо, которая в последствии стала обожествленной покровительницей шелкоткачества. К концу средних веков китайцы пользовались сложными станками для производства уже многоцветных узорных шелков. Шелка с древнейших времен расшивались изображениями мифических животных и сказочных существ, растительными или геометрическими узорами. Разнообразная цветовая гамма тканей и рисунки готовых форм способом батика в полной мере раскрывают философские измышления и подчеркивают единый художественный стиль общепринятый в Китае. Во времена правления династии Тан древние ремесла по ткачеству и обработке шелковых тканей получили мощный толчок развития. Из источников тех времен мы знаем о пятидесяти разновидностях шелковых орнаментов: пионы, жемчужины с зернами риса, драконы и фениксы, дикие гуси в облаках, дворцы и пагоды, рыбки в водорослях, цветы долголетия, лотос и тростник, драконы в цветах и другие. Частота нитей в работах китайских мастеров превосходит в 3 раза аналогичные показатели на лучших французских гобеленах. Первые шелка с изображениями по типу гобелена появились в эпоху Сун, их называют кэсы, или гравированный шелк. Мотивы рисунков на ткани нередко повторяли пейзажи известных художников, или каллиграфические надписи. В парадных нарядах обязательно присутствовали искусно выполненные художественные произведения с использованием золотых и серебряных нитей.
Ранние описания производства шелка относятся к эпохе правления Инь. С далекой древности существовали станки для размотки шелковых коконов, которые помещали в котлы с горячей водой. Первые станки были снабжены ножным приводом и барабаном для наматывания нитей. Производительность таких станков достигала 1,5 кг шелковой пряжи в день. Для перемотки нитей на бамбуковые катушки использовали ткацкие станки.
О первых примитивных станках в шелковом производстве известно с конца 1 тысячелетие до н.э. Народная молва присвоила их изобретение искуснейшей пряхе Хуан Даопо, которая в последствии стала обожествленной покровительницей шелкоткачества. К концу средних веков китайцы пользовались сложными станками для производства уже многоцветных узорных шелков. Шелка с древнейших времен расшивались изображениями мифических животных и сказочных существ, растительными или геометрическими узорами. Разнообразная цветовая гамма тканей и рисунки готовых форм способом батика в полной мере раскрывают философские измышления и подчеркивают единый художественный стиль общепринятый в Китае. Во времена правления династии Тан древние ремесла по ткачеству и обработке шелковых тканей получили мощный толчок развития. Из источников тех времен мы знаем о пятидесяти разновидностях шелковых орнаментов: пионы, жемчужины с зернами риса, драконы и фениксы, дикие гуси в облаках, дворцы и пагоды, рыбки в водорослях, цветы долголетия, лотос и тростник, драконы в цветах и другие. Частота нитей в работах китайских мастеров превосходит в 3 раза аналогичные показатели на лучших французских гобеленах. Первые шелка с изображениями по типу гобелена появились в эпоху Сун, их называют кэсы, или гравированный шелк. Мотивы рисунков на ткани нередко повторяли пейзажи известных художников, или каллиграфические надписи. В парадных нарядах обязательно присутствовали искусно выполненные художественные произведения с использованием золотых и серебряных нитей.
По преданиям однажды один римский император посетил театр в облачении из китайского шелка, его одежда сразу привлекла внимание всего театра. С той поры знать захотела носить одежду из шелка, привезенного из Китая. А Китай начали называть «Страной шелка».
Шелк украшает нашу жизнь, он долгое время способствовал установлению дружественных отношений между Китаем и другими странами.
суперсовременные станки, но уровень мастерства производителей шелка и мастеров вышивки также высок. Настоящих мастериц вышивки по шелку высоко ценят и очень почитают и сегодня. Готовые шелковые ткани (как вышитые, так и нет) поражают обилием цветов, фактур, рисунков и узоров. Из этих прекраснейших материалов шьют практически все классические костюмы и шикарные вечерние наряды, свадебные платья и театральные костюмы, различные аксессуары и вещи для украшения дома.
Источник: Общие знания по культуре Китая. Издательство «SINOLINGUA».